Открывая дискуссию, руководитель отдела Павел Завальный сказал, что считает принятое на начальном этапе реформы электроэнергетики заключение о приватизации электросетей ошибкой.
" Передача электрической энергии относится к естественно-монопольным видам деятельности, и раздробление объектов электросетевого комплекса, растаскивание ответственности по множеству маленьких организаций пагубно сказывается на безотказности энергообеспечения ", - уточнил Он.
согласно его заявлению, значительная раздробленность электросетевого комплекса создает риски значительных потерь в сетях, снижения безотказности и качества услуг, ограничивает возможности модернизации электросетевого комплекса.
" Вся электроэнергетика - от генерации энергии до поставки ее конечному потребителю - должна трудиться с высокой эффективностью и надежностью, каждое звено обязано быть модернизировано по современным стандартам. Ясно, ведь это смогут снабдить далеко не все ТСО, а определенные, нацеленные только на получение прибыли в короткий промежуток времени, и не захотят ", - считает Павел Завальный.
по этой причине, согласно его заявлению, хорошим решением может стать разработку единых центров ответственности в сфере энергоснабжения клиентов на уровне областей.
" Но это не должна быть консолидация ради консолидации, и во главу угла обязаны быть поставлены не размеры и количественные критерии, а качество, результативность и надежность работы ТСО ", - закончил руководитель отдела.
зам. Министра энергетики РФ Евгений Грабчак сказал, что Согласно со Стратегией развития электросетевого комплекса РФ в нашей стране идет консолидация промышленности: были введены критерии соответствия по числу работников, определенного оборудования, возможностям быстрого устранения аварий и так далее, что позволило начать поэтапное уменьшение числа ТСО.
" Их число уже снизилось с 3000 до 1683, а к 2025 году обязано достичь 300-400 организаций. Однако сегодня процесс консолидации замедлился. При этом по результатам экспертизы Министерства лишь 19 % существующих ТСО - 322 организации - имеют низкий уровень рисков, достаточные инвестиционные программы и ведут активную модернизацию. Из-за этого в общем по сетевому комплексу снова отмечены рост аварийности, процента износа сетей, уменьшение безотказности ", - уточнил Евгений Грабчак.
Он прибавил, что на текущем этапе развития энергосистемы становится актуальным внесение перемен в действующее закон об электроэнергетике, разработку единых центров ответственности в регионах. Повествование ведется о введении статуса системообразующих ТСО (СТСО) в каждом регионе, уточнил зам. Министра.
" Разрабатывается система признаков и методик, по которым регионы смогут решать, какая именно организация должна получить этот статус и нести полную ответственность за электроснабжение, эксплуатировать бесхозяйные сети, устранять катастрофы, " подхватывать " в использование сети, которые лишаются собственников в связи с консолидацией, и так далее ", - добавил Евгений Грабчак.
Кроме этого Он сказал, что идет работа над соответствующим проектом федерального закона: предполагаемые нормы обсуждались с отраслевым сообществом, была высказана критика от участников рынка, после чего проект закона был доработан и в настоящее время размещается на согласовании в Правительстве. Он имеет возможность быть внесен в Государственную Думу осенью текущего года, закончил Евгений Грабчак.
1-ый зам. главу отдела по энергетике Валерий Селезнев, возглавляющий секцию экспертного совета по проблемам антимонопольного закона в части регулирования и наблюдения за деятельностью отраслей ТЭК и обеспечения конкурентного ценообразования на энергоресурсы, высказал позицию отраслевого братства, сформулированную по результатам обсуждения на секции.
" Уполномоченные ТСО выступают против предлагаемого подхода и считают, что предлагаемое укрупнение носит только административный характер, приведет к уходу из промышленности 70 % организаций, росту тарифной нагрузки, не поможет в увеличении продуктивности работы электросетевого комплекса ", - сказал Валерий Селезнев.
Помимо этого, по отзывам участников рынка, разработчики законопроекта недостаточно просчитали социально-экономические последствия укрупнения. Меры административного стимулирования электросетевого комплекса исчерпаны, и надобно трудиться над экономическими стимулами, а вовсе не укрупнять ТСО, добавил народный избранник.
принципиально не поддерживает ускорение консолидации электросетевого комплекса и введение института системообразующих ТСО в регионах руководитель отдела по защите соперничества Валерий Гартунг. Он уверен, что принудительная консолидация не сработает - более того, приведет к уменьшению соперничества и продуктивности работы ТСО.
Павел Завальный внес инициативу дождаться занесения окончательной версии законопроекта в Государственную Думу, с тем чтобы провести его подробное обсуждение на круглых столах до первого чтения.